Войти на сайт

Поза фехтовальщика у грудничка что значит

Во время принятия ванн, о которых говорилось в предыдущем выпуске, мы “ходили” от одного края ванны к другому, вырабатывая “шаговый рефлекс”, которого у моей дочки не было и без которого ребенок не может научиться ходить. Пока невропатолог не сказал: достаточно, мы это делали.

Позже начали тренировать опору на стопы. Так как ножки ребенка, при попытки поставить его на ровную поверхность, вставали на носочки. или вообще подгибались Для тренировки опоры на стопы мы несколько раз в день катались на надувном мяче, аккуратно опуская ножки ребенка на пол, приучали стопу становиться на пяточку, делали массаж у специалиста, и самостоятельно.

При реабилитации ребенка с ПЭП, ДЦП или угрозой ДЦП задача родителей и врачей в том, чтобы ребенок избавился от неправильных функций, и приобрел правильные.

Расспросите невропатолога, какие рефлексы у Вашего ребенка не сформированы или, наоборот, какие необходимо сформировать, и какие упразнения для этого нужно делать. Стимулируемый лекарствами, во время этих занятий, мозг запомнит правильные движения и будет подавать мышцам верные сигналы.

Мышечный тонус – величина переменная. Проверить его Вы можете сами. И учитывать особенности ребенка при терапии. Слабый тонус надо укреплять, а сильный – расслаблять.

У нас была, да и сейчас сохраняется, мышечная дистония – т.е. неравномерный тонус и в то же время мышечная слабость. Наши занятия лечебной физкультурой были направлены на укрепление мышц спины, живота, ног и рук. И обязательно – на расслабление, и это до сих пор самое сложное. Для маленьких детей подходят покачивания на надувном мяче. Для более взрослых – йоговские упражнения на расслабление – позу “мертвого” и зависание в воде.

Как определить гипертонус, гипотонус и дистонию.

Присаживание за руки

Положите ребенка на спину, на твердую, ровную поверхность, возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая. Вы должны ощущать умеренное сопротивление при разгибании рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя, живот сильно выпячен вперед, спина «колесом», голова отклонена назад или опущена вниз – это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их – это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе. По мере взросления в ответ на потягивание за ручки ребенок будет пытаться подтягиваться и садиться.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры

Возьмите малыша под мышки, «поставьте» его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая как бы сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед новорожденный имитирует ходьбу. Если малыш перекрещивает ноги и опирается только на пальцы – это признак повышенного тонуса. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5-2 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 2 месяцев сохраняется шаговый рефлекс – это свидетельство гипертонуса. Вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить? Это говорит о пониженном тонусе. Если ребенок одной ногой стоит на носочках, а другой как бы пританцовывает – это дистония

Симметричный и ассиметричный рефлексы

Положите ребенка на спину, а свою ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги. Затем положите малыша на спину и медленно, без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет левую ногу и согнет правую. Затем поверните лицо ребенка вправо – он должен повторить эту позу, только в ее «зеркальном» варианте: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую. Ассиметричный и симметричный рефлекс постепенно исчезают к 2-3 месяцам. Наличие у трехмесячного ребенка этих рефлексов свидетельствует о повышенном тонусе, а их отсутствие в первые два месяца жизни – наоборот, признак пониженного тонуса.

Тонический рефлекс

Положите ребенка на спину, на твердую поверхность. В таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот, и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей). В норме тонический рефлекс постепенно исчезает к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного он отсутствует, это свидетельствует о пониженном тонусе. А если к трем месяцам тонический рефлекс не проходит, это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского

Рефлекс Моро заключается в разбрасывании ручек в стороны при перевозбуждении. А рефлекс Бабинского выражается в рефлекторном разгибании пальцев на ногах при раздражении, щекотании стопы. В норме оба рефлекса должны исчезнуть к концу 4-того месяца жизни.

Тугоподвижность в конечностях

Этот симптом встречается как при патологии со стороны опорно-двигательного аппарата, так и при неврогенной патологии. А также при детском церебральном параличе. ДЦП чаще всего связан с поражением головного мозга, реже – спинного мозга. Мышечная гипертония сопровождается не только повышением сухожильных рефлексов, появлением патологических знаков, но и избыточными движениями. Резко выраженная гипертония мышц с первых дней жизни бывает при врожденных деструктивных поражениях мозга. В этих случаях мышечный тонус значительно превосходит физиологический, отмечается общая скованность, иногда контрактуры в крупных суставах, ограничение спонтанных движений. Причина появления мышечного гипертонуса: перенесение матерью во время беременности внутриутробной инфекции, гипоксия плода, групповая несовместимость крови родителей, резус-конфликт. Также мышечный гипертонус встречается у детей родившихся в асфиксии, травматичных родах, а в более старшем возрасте – при задержке психологического развития.

Рассылка может быть интереснее и полезнее, если Вы зададите вопросы, которые Вас волнуют!

Источник:
http://subscribe.ru/archive/home.child.detidcp/201008/23100553.html

Внешний вид новорожденного

Питание ребенка старше 1 года
Изменения кожи новорожденного

Поза новорожденного

Для новорожденного ребенка характерна так называемая эмбриональная поза, или поза флексии. Дело в том, что к концу беременности ребеночку становится в матке тесно, ручки и ножки вынужденно постоянно поджаты. В результате появляется физиологическое усиление тонуса мышц-сгибателей, которое сохраняется и некоторое время после рождения. Руки малыша согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, голова приведена к груди. При попытках разгибания конечностей они возвращаются в исходное положение. Мышечный тонус — то есть их сопротивление — может быть повышен, понижен или быть разным в разных группах мышц и разных половинах тела (так называемая дистония).
Иногда на ровной горизонтальной поверхности новорожденные принимают позу «фехтовальщика»: голова повернула лицо к плечу, рука и нога с одной стороны согнуты, с другой стороны находятся в разгибательном положении. Поза «фехтовальщика» чаще встречается у детей постарше.

Пропорции тела

Для новорожденных характерны особые соотношения массы тела, роста, окружности груди и головы. При нарушении этих соотношений говорят о непропорциональном развитии и выясняют его причины, которые могут быть крайне разнообразными.
Средний рост новорожденного — около 50 см. Очень большая голова составляет 1/4 часть роста (для сравнения: у взрослого человека — 1/7). Ручки и ножки короткие и слабые, причем руки длиннее ног. Туловище длиннее конечностей. Половые органы у мальчиков выглядят непропорционально большими.

У всех младенцев живот выпуклый и большой. Однако сильно увеличенный в объеме живот — свидетельство повышенного газообразования. Впрочем, «распластанный», как у лягушонка, животик — тоже не очень хороший признак, который обеспокоит врача.

Выражение лица

Для здорового новорожденного характерно спокойное выражение лица, своеобразная, но живая мимика. При ряде патологических состояний у ребенка могут появляться: недовольное, беспокойное, болезненное, маскоообразное выражения лица. Груднички часто пугают родителей сходящимися к переносице глазками или расфокусированным взглядом, особенно в моменты, когда малыш устал. Это — физиологичные состояния, но лишь в первые две недели жизни ребенка.

Форма головы

У детей после естественных родов на головке могут появиться родовой отек и кефалогематома. Эти кровоизлияния встречаются нередко и не представляют угрозы для здоровья. На головке новорожденного есть два родничка — большой на темечке и малый на затылке. Это незаращения костей черепа, которые к году закрываются хрящевой тканью, а до той поры покрыты гибкой, но плотной мембраной. В норме большой родничок может быть слегка втянутым, но ни в коем случае не выпуклым (это свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении).

Иногда в первые дни жизни косточки черепа заходят друг на друга, хорошо прощупываются швы — эти последствия родов вполне нормальны. Кстати, состояние швов и родничков может многое рассказать врачу о том, как протекали роды.

Органы чувств

  • Зрение у ребенка функционирует с самого рождения, однако примерно в 20 раз хуже, чем у взрослого человека. Четко он видит лишь предметы, находящиеся на расстоянии 25 см. Угол зрения равен 30 градусам (то есть он видит только то, что прямо перед ним). Резкий свет малышу неприятен, поэтому большую часть времени малыш проводит с закрытыми глазами. Для новорожденного характерен несфокусированный взгляд, глаза могут «плавать», иногда возникает нистагм — закатывание глазок. Нередко у малышей наблюдается сходящееся косоглазие. Все это — нормальные состояния для первых дней жизни и должны пройти через месяц.
  • Слух развит куда лучше, чем зрение, поскольку появляется и совершенствуется на протяжении нескольких месяцев гестации. Малыш различает шумы, распознает человеческую речь и очень быстро учится узнавать голоса родителей.
  • Осязание новорожденного очень тонкое, «натренированное» всей внутриутробной жизнью. Малыш очень чувствителен к прикосновениям, особенно ласковым.
  • Обоняние — одно из важнейших для ребенка чувств: ведь именно благодаря ему он распознает материнскую грудь, полную вкусного молока.
  • Вкусовые ощущения малыш учится различать еще на последних месяцах беременности. Горькое и кислое ему не нравятся, соленое — тоже, а вот сладенькое очень даже по вкусу.

Полость рта

Рот грудного младенца — прекрасный инструмент для сосания: большой язык, складчатая слизистая, губы с пухлыми «подушечками». На верхней губе в моменты кормления можно различить особую «присоску» — именно она помогает ему удерживать сосок, и одновременно делает губы малыша такими трогательно-пухлыми. Круглые щечки даны ребенку тоже не ради красоты: жировые комочки на щеках создают разреженную атмосферу в полости рта и также помогают сосанию. Если малыш по каким-то причинам катастрофически похудеет, округлость щек пропадет в последнюю очередь — ведь без них кроха не сможет самостоятельно питаться!

У 4–5% новорожденных в полости рта развивается молочница. Она возникает при дефектах ухода и питания, а также при пониженной сопротивляемости организма ребенка дрожжеподобным грибам Candida.

Запах

Новорожденные, как известно, «пахнут молочком» — им присущ характерный неповторимый аромат. Прочие «отдушки» — например, мышиный запах — могут быть одним из ранних признаков болезней обмена веществ.

Источник:
http://bobo.ru/uhod-za-rebenkom/vneshnij-vid-novorozhdennogo/

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

Читать еще:  ТОП-10 слабительных средств для очищения кишечника быстрого действия: мягкое, дешевое, хорошее, натуральное

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник:
http://www.mc21.ru/articles/neurology/45/

Поза фехтовальщика у грудничка что значит

Асимметричный шейный тонический рефлекс появляется у ребёнка с ДЦП, когда тот поворачивает голову. Рефлекс на той стороне, куда малыш смотрит при повороте, характеризуется повышенным тонусом разгибателей, а сгибателей – с обратной стороны. Таким образом, там стороне, куда малыш смотрит, рука разогнётся, вторая рука согнётся в локте, и малыш примет так называемое положение «фехтовальщика».

У здоровых детей слабый асимметричный рефлекс возможно выявить в возрасте от 2х до 4х месяцев, после он быстро угасает. При ДЦП так не происходит, рефлекс остаётся надолго. Патология выявляется в течении нескольких лет. Таким образом, данный патологический рефлекс не даёт ребёнку развиваться быстро и правильно. Малыш не может самостоятельно схватить погремушку или любую другую интересующую его вещь, исследовать её, иногда при сильном рефлексе даже невозможен спокойный поворот головы, из-за чего нельзя уследить за подвижными предметами, нельзя лечь на живот. Навык ориентирования в пространстве не развивается, потому что взгляд малыша не сфокусирован.

Из-за невозможности сфокусировать взгляд ребёнок не координирует движения, что мешает развитию письменных, изобразительных и других навыков. Малышу трудно рисовать, ему сложно учиться читать и писать, держать ручку, он не может правильно пользоваться столовыми приборами и так далее.

Рефлекс не даёт ребёнку вовремя встать на четвереньки: позиция «фехтовальщика» мешает удерживать руки прямыми, плечи при этом не параллельны полу или другой поверхности, на которой находится малыш. Если ребёнок лежит на животе, то он рефлекс вынуждает его согнуть одну руку, поэтому малыш часто ложится непроизвольно на спину. Из-за проявлений рефлекса появляются большие трудности в том, чтобы научиться переворачиваться на бок или живот. Все эти сложности мешают научиться ползанию и замедляют развитие малыша.

Когда асимметричный шейный тонический рефлекс слабый, для его выявления делают пробу сгибания-разгибания ручек при повороте головы. Для этого надо удерживать голову малыша повернутой, а руки по очереди сгибать и разгибать. О резко положительном рефлексе можно говорить в тех случаях, когда при выполнении пробы чувствуется сопротивление руки, в сторону которой обращено лицо, а другая рука трудно разгибается. Эти проявления носят название симптома «перочинного ножа».

При другом варианте рефлекса, когда ребёнок может спокойно ворочать головой в положении на животе, а его руки расходятся в стороны. Вернуть руки в исходную позицию малыш при этом не может. Это приводит к утрате способности опираться на них и затруднению ползания.

Чтобы исследовать степень проявления асимметричного рефлекса ребёнку необходимо лечь на живот с согнутыми в локтях руками так, чтобы ребёнок при выполнении пробы опирался на предплечья. После этого голову поворачивают в сторону, наблюдая за руками. Рефлекс проявится положением «фехтовальщика».

Вариантом рефлекса может быть его проявление лишь с одной стороны. При этом патология выявляется лишь при повороте головы только в какую-то одну сторону: только справа или только слева. При легком варианте течения проявления рефлекса видны при положении стоя. В этом случае, на поворот головы приходят в движение ноги. Нога со стороны поворота будет разгибаться и отводиться, а также вывернется наружу, другая нога согнётся. Стопа второй ноги также согнётся, то есть станет на носок.

В спокойном состоянии этот рефлекс может быть не заметен, поэтому необходимо внимательно наблюдать за ребёнком в период его наибольшей активности: во время плача, смеха или раздражения. Тогда можно заметить или почувствовать напряжение мышц – проявления патологического рефлекса.

Клинически можно оценить выраженность данного рефлекса по степени нарушения двигательных и нервных функций:

1. Сильно выраженный. Повернуть голову для ребёнка очень трудно, на любые повороты головы во всех позах конечности реагируют движением. В позиции «фехтовальщика» малыш остаётся на продолжительное время. Он как бы застывает. Это всё говорит о резко положительном рефлексе и отмечается четырьмя плюсами (++++).

2. Выраженный. Ребёнок в позиции «фехтовальщика» не остаётся надолго, но при любых поворотах головы конечности характерно двигаются, рефлекс положительный и он отмечается тремя плюсами (+++).

3. Положительный. Когда рефлекс чаще обнаруживается только на животе и стоя, а на спине проявляется редко, то такое его проявление считают за умеренно положительным и обозначают двумя плюсами (++).

4. Слабоположительный рефлекс тогда, когда его проявления видно только в позиции на спине при повороте головы ребёнка. Там, куда повёрнута голова, тонус мышц-разгибателей усилен. Ощущается сопротивление сгибанию при проверке рефлекса. В этом варианте рефлекс можно обнаружить у ребёнка лишь в возбуждённом состоянии, при плаче, смехе или при выполнении плохо изученного, нового движения (+).

При различных сочетаниях патологических рефлексов развиваются различные варианты течения ДЦП. При сильном асимметричном шейном рефлексе, а особенно при сочетании его с лабиринтным тоническим и симметричным шейным рефлексами ДЦП идёт по типу тетрапареза, то есть теряется мышечная сила всех четырёх конечностей. Если же отсутствует лабиринтный рефлек, асимметричный рефлекс при этом высокий и проявляется с обеих сторон, развивается гиперкинетическая форма ДЦП, характеризующаяся повышеннием подвижности ребёнка.

При такой форме нередки подвывихи тазобедренных и других суставов, возможны судороги. При лёгкая степень асимметричного рефлекса и одностороннее его проявление ведут к гемипарезу, то есть к параличу мышц только с одной стороны. Степень этого нарушения зависит лишь от того, насколько сильно выражен асимметричный рефлекс.

Для детей с проявлениями асимметричного рефлекса характерны спастическая кривошея из-за постоянно повёрнутой головы, вывихи суставов, особенно тазобедренных, при гиперкинетическом варианте течения, развивается сколиоз.

В качестве дополнительного исследования для диагностики асимметричного рефлекса используется УЗИ желудочков мозга через незакрытый большой родничок. При этом исследовании можно довольно часто обнаруживают неодинаковое увеличение боковых желудочков мозга.

Если данный патологический рефлекс проявился у ребёнка после 4х месяцев, то его необходимо срочно погасить. Это достигается с помощью специально разработанных упражнений в комплексе с лечебной физкультурой.

Источник:
http://dlya-detey-v.ru/stati/dcp-refleksy/asimmetrichnyj-shejnyj-tonicheskij-refleks-vyyavlenie/

Просмотр полной версии : 4 месяца, мальчик.Гашение рефлексов. Поза фехтовальщика.

Здравствуйте. помогите пожалуйста!
Сыну 3,5 месяца( 10 ноября будет 4 мес). мы не переворачиваемся на бок, на живот. заметила, что он при поворотах головы иногда ( не всегда, но часто), принимает позу фехтовальщика. При этом рука разогнутая у него может сгибаться при необходимости, он берет ее в рот, сосет кулачок, берет разогнутой лицевой рукой игрушки. При этом, рука сгибается,но голова не поворачивается непроизвольно в противоположную сторону. На животе лежит, опираясь на предплечья. голову держит и вертикально и на животе под 90 градусов угол. гулит, смеется в голос, игрушки берет, бьет по игрушкам, перекладывает из руки в руку( не часто), тянет игрушки в рот, на животе подтягивает игрушки и пытается ими манипулировать, хотя кулачки на животе лежа еще не всегда раскрыты. Если вложить ребенку в ладони свои пальцы, то он подтягивается на руках, пытаясь сесть. При виде знакомых лиц, родителей есть реакция оживления. ребенок улыбается, гулит, машет ручками, ножками. поворачивается полубоком, если ему что-то интересно и он хочет посмотреть. реагирует на звук, свет, следит за перемещающимся предметом. поза во сне не скована. ребенок расслаблен, может спокойно спать на боку, или на спине. при этом руки не зажаты, а раскинуты в стороны и свободно поддаются сгибанию/разгибанию. Голова не запрокидывается. в состоянии покоя (в моменты бодрствования) часто ручки согнуты в локтях и разведены в стороны.
В положении лежа на животе, если я наклоняю ему голову подбородком к груди, то руки сгибаются и он их подымает параллельно голове. Сделали узи головного мозга. все в норме. При рождении никаких проблем не было. В месяц на осмотре у невролога диагноз здоров. В три месяца невролог отметила гипертонус в руках и сказала,что на фоне его у нас сохранятся поза фехтовальщика.

Читать еще:  Диета и лечение при воспалении, заболеваниях и перегибе желчного пузыря у взрослых и детей: меню, отзывы и результаты

помогите пожалуйста. я в слезах уже который день. Прочитала в инете, что это чревато дцп и я не могу найти себе места.
помогите пожалуйста. прокомментируйте нашу ситуацию. что нам сделать, чтоб погасить эти рефлексы и сын продолжил развиваться нормально. пожалуйста!

вот еще видео.посмотрите пожалуйста

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

В личку мне нельзя, не тот статус. Про подвешенные игрушки. Удобнее для ребенка все таки гирлянда. на сантиметр выше от туловища, чтобы все время ручки попадали по игрушкам, так он будет в конце концов захватывать эти игрушки, ощупывать. тянуть в рот. А это уже начало манипуляций. Можно даже очень легкую погремушку с тонкой ручкой вкладывать в руку, пусть тянет в рот. Это позволит дитю со временем и голову вперед подтягивать. Для этой же цели можно класть ребенка на достаточно высокую подушеку. Если меня не забанят, то я буду здесь Вам подсказывать.
Вот попробуйте так организовать пребывание ребенка и посмотрите дня два, потом напишите как у него получается. Потом я подскажу, что дальше делать.

дело в том, что голову он подтягивает вперед. при этом задираются ноги и руки тянут его согнутые назад. плохо это ?

В личку мне нельзя, не тот статус. Про подвешенные игрушки. Удобнее для ребенка все таки гирлянда. на сантиметр выше от туловища, чтобы все время ручки попадали по игрушкам, так он будет в конце концов захватывать эти игрушки, ощупывать. тянуть в рот. А это уже начало манипуляций. Можно даже очень легкую погремушку с тонкой ручкой вкладывать в руку, пусть тянет в рот. Это позволит дитю со временем и голову вперед подтягивать. Для этой же цели можно класть ребенка на достаточно высокую подушеку. Если меня не забанят, то я буду здесь Вам подсказывать.
Вот попробуйте так организовать пребывание ребенка и посмотрите дня два, потом напишите как у него получается. Потом я подскажу, что дальше делать.

про гирлянду поняла. есть у нас для коляски. подвесим на кровать. хотя он игрушки тянет в рот и иногда перекладывает из руки в руку. когда хочет и есть настроение. сейчас после массажа капризный. как мне объяснила массажиста реакция мыщц уйдет и будет лучше.

не заморачивайте себе этим голову, это в данном возрасте не критично. Как он держит голову? Если подтягиваете за ручки? Не отбрасывает назад?

что именно не критично и чем не заморачивать? я просто очень переживательная мама. bc:

Это как раз и нормально. Теперь можно попробывать через одну руку в полуприсед перевести. То есть сначала потягиваете за обе руки. но одну опускаете на локототь в опору и удерживаете так в опоре на локоть. Потягивать нужно едва=едва. лишь бы только получить ответное подтягивание. Попробуте все. Потом напишите. Сегодня я лимит времени исчерпала. На другие вопросы отвечу завтра

я это уже пробовала. у него хорошая опора на предплечье(согнутую руку). не знаю правильно ли я описала. невролог проверяла тоже это. сказала,что группируется на подъем правильно и хорошо.

Не думайте о плохом, радуйтесь малышу, играйте с ним, делайте упражнения
мысли материальны, откуда вообще у вас фобия ДЦП?

скажите пожалуйста, а вот по фото и видео как вы думаете у нас есть или нет симптомы пирамидной недостаточности? :(:ai:

рефлексами не заморачивайте себе голову. Здесь где то в этом разделе. Полина прикрепила дневник развития ребенка. Лучше сравните ваши умения, с теми. что в “Дневнике развития”, тогда Вам станет понятнее, на что надо обратить внимание.Пусть с рефлексами разбирается очный невролог. Ваши фоты, даже видео показывают только кое что нужное для осмотра ребенка, но далеко не все. Заочно никто диагнозы ставить не будет. И не надо пытать специалистов на этот счет. Но ведь нас здесь уже три специалиста сказали, что по вашим фотам мы не видим ничего тревожащего. Давайте. наверное. начнем с дневника, как Полина делает. Вы перечисляете все свои умения, как в дневнике, и по каждому “неумению” я буду подсказывать каким путем идти. Где то ниже Вы написали, что ребенок может присаживаться за ручку, а в другом посте, что мол потянули и ручка ушла из под него. Пока не делайте это упражнение, завтра я объясню по другому это действие. И перестаньте волноваться

спасибо. я поняла.
по поводу очного невролога. в моем городе их два и они говорят,что у нас гипертонус и нам нужен расслабляющий массаж. на мой вопрос о данном рефлексе было сказано – у вас тонус. вам нужен массаж. а будет или нет дцп будем смотреть после года. а пока вы должны к пяти месяцам перевернуться. все. на этом консультация равершена.

что касается дневника. не могу его найти почему-то.

хотела на завтра оставить. но придется объяснять сейчас. Это не присаживание. ЭТо упражнение для контроля головы. для формирования опоры на локоть, для формирования координация. необходимой для других. последующих движений. Делается так:ребенок лежит на спине. Вы берете его за ручку и слегка побуждаете как бы присесть. Ну вот как бы вы подали взрослому здоровому человеку руку. чтобы он из положения лежа сел. Не вы его поднимаете. а только побуждаете. Не тяните за руку. а толко побуждайте. В ответ ребенок сам напряжет руку и будет пытаться сесть. Вы должны будете ощутить это движение и воспользоваться им для незначительного переноса тяжести тела в опору на локоть. Сначала это будет почти на боку. а по мере тренировки, а это как раз и произойдет месяцам к пяти-шести-может чуть позже. ребенок будет за руку присаживаться. Умение опираться на локоть поможет ему и в поворотах и в ползании. Ставить на ноги не нужно. Ребенок должен сам встать. При благоприятной организации двигательного режима порядок развития локомоций(то есть перемещения тела) происходит в следующей последовательности: перевороты. вставание на четвереньки. ползание, вставание у опоры. переступание около опоры. ходьба вдоль опоры. переступание от опоры к опоре, самостоятельная ходьба. Поэтому нет ни какой необходимости ставить ребенка на ноги

спасибо. я поняла.
я просмотрела таблицу в “дневнике”. мы делаем все, кроме перекатывания с бока на спину. потому что на бок не ложится он сам. если я помогу, то да. и оттуда уже на спину он может. а сам нет. вернее полубоком иногда ложиться, когда хочет что-то разглядеть.

хотела на завтра оставить. но придется объяснять сейчас. Это не присаживание. ЭТо упражнение для контроля головы. для формирования опоры на локоть, для формирования координация. необходимой для других. последующих движений. Делается так:ребенок лежит на спине. Вы берете его за ручку и слегка побуждаете как бы присесть. Ну вот как бы вы подали взрослому здоровому человеку руку. чтобы он из положения лежа сел. Не вы его поднимаете. а только побуждаете. Не тяните за руку. а толко побуждайте. В ответ ребенок сам напряжет руку и будет пытаться сесть. Вы должны будете ощутить это движение и воспользоваться им для незначительного переноса тяжести тела в опору на локоть. Сначала это будет почти на боку. а по мере тренировки, а это как раз и произойдет месяцам к пяти-шести-может чуть позже. ребенок будет за руку присаживаться. Умение опираться на локоть поможет ему и в поворотах и в ползании. Ставить на ноги не нужно. Ребенок должен сам встать. При благоприятной организации двигательного режима порядок развития локомоций(то есть перемещения тела) происходит в следующей последовательности: перевороты. вставание на четвереньки. ползание, вставание у опоры. переступание около опоры. ходьба вдоль опоры. переступание от опоры к опоре, самостоятельная ходьба. Поэтому нет ни какой необходимости ставить ребенка на ноги

я часто так не делаю. но когда делала в последний раз, давала ему свой палец. он брался за него и подымался. как вы и говорите. но я от страха навредить позвоночнику и тд, сразу укладывала его обратно.

так это ж замечательно. Значит АШТР давно угас. На фото где он у вас поднимает голову в шезлонге, ребенок просто требует, чтобы его взяли на руки. И ни о никаких патологиях данное движение не говорит. Давайте в одной ветке будем писать. Вот, например. в этой. Резюмируем, что может делать на нынешний день ребенок?
1. Манипулировать игрушкой(соской), то есть тащить ее в рот, да? значит следующий этап манипуляций будет -перекладывание соски(игрушки ) из руки в руку.Для стимуляции этого подавайте ему в руку разные игрушки и позволяйте ребенку ощупывать их. тянуть в рот. Потом ребенок начнет их разглядывать. Так потихоньку начнет развиваться мышление.
2.Может контролировать голову, то есть смотрит в сторону стимула(игрушки). И он приподнимает голову. пытаясь сесть, правильно? А не садится со спины. потому что в этом возрасте так сами без помощи не садятся.
3.Ребенок хорошо лежит на животе с опорой на локти. Значит надо побуждать его тянуться рукой к игрушке лежащей удобно для него. Ждем от него. что начнет манипулировать игрушкой и таком тоже положении. Когда начнет эти манипуляции. то кладем игрушку в стороне, на расстоянии чуть больше вытянутой руки

доброе утро!
К сожалению,не знаю как вас зовут, иначе обращалась бы по имени. так было бы тактичнее конечно.
Да, я в течение дня очень часто даю сыну игрушки. вернее я подношу их ему над грудной клеткой и он сам их берет. игрушки разные – мягкие, твердые, мячик с пупырышками, с кнопочками. он их берет, повертит и иногда просто бросает, иногда тащит в рот. обычно сразу в рот,потом откидывает. от настроения я так понимаю зависит. замечала пару раз,что перекладывал игрушку из руки в руку. но скорее не осознанно.заметила ,что иногда когда заносит перед собой руку,смотрит на нее,на ее движение. Голову приподнимает,иногда вместе с плечами,если лежит на чуть наклонной плоскости.при этом руки его согнуты и отклонены назад параллельно голове (как на фото выше),ноги задраны вверх.
что касается позы на животе. иногда в такой позе трогает рукой вторую руку,игрушку в поле его досягаемости. иногда старается дотянуться или подтащить.но все это очень робко. если дотянуться не получается,он растопыривает руки и будто плывет,ногами и руками совершая характерные движения. вчера получилось так,что пытался шевелить ногами как при ползании,но не совсем правильно возможно при этом пытаясь поднять попу, а руки лежали на полу прямые. в руках тонус. возможно поэтому.

Читать еще:  Норма объема щитовидной железы у женщин, мужчин и детей

вы пишите,что значит штр угас. а почему тогда при повороте головы он принимате позу фехтовальщика? и хотела спросить, с какого возраста ребенок должен брать игрушки сбоку от него? мы просто берем,но иногда ,не всегда получается. очень боюсь.что это из-за этого рефлекса..

У вас все в стадии возрастного развития. У более тревожных детей(а у такой тревожной мамы, вполне возможно и ребенок тревожный) угасание врожденных рефлексов может несколько замедлится и это тоже нормально. Теперь про рациональную организацию двигательного режима: Болшую часть времени ребенок должен находится на полу на животе. игрушки сбоку на расстоянии чуть дальше вытянутой руки. но достижимо(цели для начала должны быть достижимы). В ближайшие две-три недели от вас других способностей не требуется.
Добавьте занятия на мяче. Но сначала приучите ребенка к мячу. то есть просто кладите его на мяч в своих руках и в “обнимку”. По мере привыкания, убирайте свои руки и оставляйте ребенка на мяче на животе. В Этом положении медленно наклоните мяч в сторону, чтобы вызвать у ребенка реакцию сохранения положения(то есть ребенок будет сопротивляться падению и будет напрягать мышцы). Точно также можновынудить ребенка напрягать и другие мышцы. Об этом расскажу позже
Да. звать меня Светлана Васильевна

да, вы правы, Светлана Васильевна! абсолютно. он всегда не в настроении,когда я переживаю. про позу на полу на животе поняла. сделаем. мяч купим и начнем занятия. а вот тот факт,что он на бок не поворачивается и на живот? очень боюсь,что не начнет(((

Источник:
http://forums.rusmedserv.com/archive/index.php/t-386807.html

Мышечный скелет. О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке

Нарушения мышечного тонуса у детей. Диагностика тонуса. Массаж

Наталья Алешина журналист, психолог, эксперт по вопросам воспитания детей

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Вместе с детским врачом-невропатологом Князевой Инной Викторовной постараемся разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

Повышенный тонус (гипертонус).

Пониженный тонус (гипотонус).

Асимметрия мышечного тонуса.

Неравномерный тонус (дистония).

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые “остаточные” (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

Разведение бедер.

Присаживание за руки.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

Симметричный рефлекс.

Асимметричный рефлекс.

Тонический рефлекс.

Рефлексы Моро и Бабинского.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое “авось” и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Массаж при повышенном и пониженном тонусе у грудничка

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно “подгоняется” под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить “остаточные” рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество “рубящих” движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник:
http://www.7ya.ru/article/Myshechnyj-skelet-O-narusheniyah-myshechnogo-tonusa-u-grudnichkov-i-ih-korrektirovke/

Adblock
detector